Позитив и негатив в дрессировке, и почему наказание неэффективно

Позитив и негатив в дрессировке
Хорошая собака и плохая собака

Одним из наиболее дискуссионных вопросов в области обучения собак является использование методов негативного воздействия в процессе  дрессировки. Существует два крайних подхода, в первом из которых, исторически более раннем, практически все обучение собак основывается на физическом принуждении, а во втором, получившим широкую популярность в начале 2000-х годов на волне общей гуманизации отношения к животным, дрессировка строится исключительно на позитиве и положительном подкреплении.  Как и всякая крайность, каждый из этих подходов несет в себе существенные изъяны и не является оптимальным инструментом для получения активной и в то же время надежной собаки, если говорить о результатах работы.

Обучение собаки, в основе которого лежит главным образом принуждение, разрушает контакт с владельцем и убивает какую бы то ни было инициативу. Единственной, пожалуй, мотивацией у собаки при таком подходе является инстинкт самосохранения, желание выжить, основным выходом из которого является поиск поведения избежания насилия (прежде всего от своего проводника). Такая дрессировка была широко распространена в середине ХХ века, особенно при массовой подготовке служебных собак для нужд армии, охранно-караульной службы и т.п. Основным ее достоинством является простота и возможность за относительное короткое время добиться усвоения собакой небольшого комплекса несложных навыков, при любой, самой низкой, квалификации проводника и инструктора. Вот почему такая дрессировка еще сохранилась в ряде ведомственных кинологических центров, да и кое-где на «древних» дрессировочных площадках, доставшихся по наследству от ДОСААФ вместе с инструкторами, застрявшими в своих представлениях в прошлом веке.

Собака спасатель
Собака спасатель

Однако за последние десятилетия, с одной стороны, во многом изменились требования к работе собаки, возникло новое понимание о эффективном контакте между ней и проводником, и кроме того, если говорить о служебном применении, значительно усложнились и стали более разнообразными задачи, для решения которых требуется инициатива, активность и упорство, которые невозможно навязать «кнутом». Это прежде всего, запаховая работа по обнаружению различных веществ, поисково-спасательная служба, а также разные виды социальной службы, например, канис-терапия, стремительно набирающие популярность в последние годы. Да и в «классической» полицейской службе и связанными с ней спортивно-прикладными нормативами испытаний (например, IPO)  все бОльшим успехом пользуются собаки, демонстрирующие заинтересованность в работе и активную командную работу со своим проводником.

Наступившая эпоха «толератности»  и гуманизации по отношению к животным, а также первые успехи, достигнутые новыми методами бесконфликтной ненасильственной дрессировки, получившими широкую популярность в начале  2000-х годов, привели к возникновению у многих скороспелого мнения, что подготовка собаки практически любой породы, вне зависимости от ее целей, возможна исключительно позитивными методами, без применения какого бы то ни было насилия (активной коррекции), а последняя является злом. До крайности, граничащей с абсурдом эта тенденция дошла в последние годы в ряде стран Европы, например, в Германии, где строгий ошейник на собаке грозит владельцу наказанием, вплоть до уголовного, а лицемерные и невежественные поборники «прав животных» скорее готовы «гуманно» умертвлять собак с выраженной естественной агрессией, чем дать им возможность нормальной и безопасной для других жизни через адекватную дрессировку, подразумевающей применение необходимой и достаточной коррекции поведения.

Основным изъяном и «чисто позитивного» и «чисто негативного»  подхода к дрессировке является то, что они игнорируют естественное врожденное социальное поведение собак в группе себе подобных (в стае). Этологи (ученые, занимающиеся изучением животных в естественных условиях) уже давно собрали и систематизировали множество наблюдений за псовыми, которые позволяют объяснить и предсказать их поведение в различных условиях и тем самым являются замечательным подспорьем для разработки теории и практики дрессировки. Например, известно, что лояльный (дружественный) союз с более сильным членом стаи является для собаки важным и необходимым, что в различных жизненных ситуациях роли членов стаи могут меняться (лидер на охоте и старший на становище не обязательно один и тот же), что недопустимое поведение младшей по рангу особи быстро и жестко  пресекается, и что в случае постоянного прессинга со стороны более сильных членов стаи другие животные в скором времени покидают ее и зачастую образуют свои собственные. Выработанные эволюцией врожденные механизмы поведения позволили собаке стать одним из наиболее успешных и массовых биологических видов, и мы не можем их игнорировать или законодательно запретить. Напротив, мы должны попытаться их понять и обратить к своей пользе. К слову, из приведенного выше примера отношений в стае мы можем предположить, что дружественный союз собаки с владельцем является источником уверенности и активности, что надлежащий тренинг при этом позволит нам подготовить собаку для поисково-спасательной работы, где ей переходят вся инициатива и лидерство, что жесткая физическая коррекция, примененная точно в нужный момент и в необходимой мере, является инструментом соблюдения «табеля о рангах», но что бессмысленное и бездумное насилие или моральный прессинг будут губительны для обучения и нормальных взаимоотношений.

Обращаясь к практике, попробуем разобраться, в чем плюсы и минусы «позитивного» и «негативного» подходов в дрессировке и для решения каких задач они могут быть полезны.

ДРЕССИРОВКА ЧЕРЕЗ ПОЗИТИВ

— поощряет активность и инициативу, развивает контакт с владельцем, позволяет быстро обучаться новым навыкам

Позитивный тренинг
Позитивный тренинг

Позитивная схема наиболее эффективна при обучении новым навыкам и приемам работы, ранее не известным командам. Если собака обладает хорошей пищевой, игровой (добычной) или высокой социальной мотивацией, то обучение новому здесь не представляет сложности – нужно лишь активизировать эту мотивацию и показать собаке выход через требуемое поведение (действие). На практике, одним из наиболее удобных и быстрых вариантов обучения является кликер-дрессировка (оперантное научение). Дрессировка через позитив незаменима там, где от собаки требуется инициатива, например, при обучении следовой работе. (Попробуйте придумать, как научить собаку пронюхивать трек (следовую дорожку) через принуждение :), мне пока такие фокусы не известны.) То же относится к любым игровым видам спорта  (аджилити, фризби и др.). Да и современные полицейские кинологи уже давно убедились в эффективности дрессировки в позитивной схеме при обучении молодых собак.

НО. Главной проблемой работы исключительно в позитиве, будь то обучение собаки или человека, является ненадежность воспроизведения навыка. Уже известное упражнение будет стабильно и без ошибок повторять только на высокой мотивации, а для любой «позитивной» мотивации, используемой в дрессировке, будь то пищевая, добычная или социальная, существует физиологический предел. Собака может в какой-то момент просто устать, не захотеть хотеть есть или играть, либо переключиться на что-то более важное для нее в этот момент (например, на другую собаку), и вся работа развалится. И если в бытовой и спортивно-игровой дрессировке это будет всего лишь неприятным эпизодом или приведет к потере баллов на соревнованиях, то в серьезной работе – это большой риск, иногда и для жизни проводника. Если же речь идет о крупной собаке с сильной врожденной агрессией вроде алабая или малинуа, то ненадежность выполнения навыков послушания здесь недопустима и на бытовом уровне, особенно в городских условиях. И здесь нам на помощь приходит

ДРЕССИРОВКА ЧЕРЕЗ НЕГАТИВ

— обеспечивает надежность выполнения уже известного навыка, укрепляет авторитет проводника, незаменима для выработки управляемости и прекращения нежелательного поведения

Обучение через негатив
Обучение через негатив

Основная задача дрессировки с использованием негативного воздействия – это закрепление уже известных собаке навыков, обеспечение их надежного выполнения. Правильнее говорить не о негативной дрессировке как системе обучения, а о применении КОРРЕКЦИИ – ситуативного отрицательного воздействия на собаку в ответ на неправильное поведение или игнорирование заведомо понятного требования (то есть непослушание). Еще раз обратимся к наблюдениям за отношениями псовых в стае. Если младший член стаи вдруг стал демонстрировать поведение «не по чину», например, посягнул на добычу лидера, или не уступил ему дорогу, со стороны старшего мгновенно следует активное корректирующее воздействие – укус, толчок корпусом и т.п., сила и продолжительность которого зависит от серьезности ситуации. При «нетяжком» нарушении бывает достаточно оскалить пасть, но если дело зашло далеко, то зарвавшуюся особь могут хорошо прикусить и извалять в пыли. Но, что важно, такое воздействие заканчивается сразу же после «исправления» — прекращения неправильного поведения и/или демонстрации подчинения.

В практической дрессировке мы используем все те же приемы, обогащая их при необходимости инструментальными средствами (парфорсом, ЭШО и пр.), без которых зачастую невозможно скорректировать сильную и крупную собаку.

Kitty and GSD pups
Малинуа Китти воспитывает заигравшегося «племянника»

Использование коррекции требует четкого понимания работы с ней, внимательности и известного опыта. Некоторые породы очень чувствительны к негативному воздействию, и избыток его в дрессировке может быстро разрушить контакт с владельцем. Вот почему обучение собаки с использованием приемов коррекции лучше начинать под контролем опытного инструктора. В рамках данной статьи ограничимся лишь важными замечаниями, без учета которых негативное воздействие либо не принесет результата, либо пойдет во вред.

  1. Коррекция всегда следует сразу за началом нежелательного поведения. В распоряжении всего 3 секунды, чтобы скорректировать собаку, иначе связь между поведением и негативным воздействием не образуется.
  2. Сила воздействия должна быть такой, чтобы желание продолжать нежелательное поведение, или проявлять непослушание, у собаки сразу пропало. Самой распространенной ошибкой и проблемой начинающих дрессировщиков является неадекватно мягкая коррекция, которую собака готова терпеть, лишь бы продолжать вести себя «по-своему». Жалость к своей собаке приводит в данном случае приводит к противоположному результату. Вместо того, чтобы 1-2 раза с достаточной силой пресечь нежелательное поведение, после чего собака вряд ли захочет еще раз проверить владельца на слабину, последний безо всякого результата изо дня в день дергает свою собаку по одному и тому же поводу. Собаке неприятно и часто больно, но этого недостаточно, чтобы она перестала себя так вести, а владелец делает ошибочный вывод, что «для моей собаки коррекция неэффективна».
  3. Коррекция прекращается сразу же после изменения поведения. Животные в природе, псовые в частности, не издеваются над собратьями просто так.
  4. Коррекция используется только тогда, когда собаке очевидно, за что к ней применяют силу. Если собаке не понятно требование владельца, недостаточно закреплен навык, особенно если от нее требуется выполнять какую-то новую команду, то коррекция превращается в наказание (см. ниже), и не приведет ни к какому успеху в обучении. Можно корректировать либо нежелательное поведение, которое собака уже начала показывать, либо непослушание, если ей четко известно и понятно требование проводника. Поэтому коррекция в ответ на игнорирование (непослушание) вводится только на последнем этапе, после того, как навык становится заученным и понятным.

Отдельно следует остановиться на таком понятии, как наказание. Многие проблемы в дрессировке и просто во взаимоотношениях между владельцем и его собакой возникают из-за непонимания «собачьей природы» и желанием перенести опыт в воспитании детей на своих собак. Да, собака и человек имеют много общего в системе коммуникации и социальной организации (без этого исторически не стал бы возможен наш союз), но необходимо помнить, что интеллект собаки примерно равен уровню развития 3-3,5-летнего ребенка, к тому же лишенного мощнейшего инструмента развития и обучения – речи. Не следует также забывать, что собака – представитель другого биологического семейства, и никто не отменял ее врожденные потребности, будь то желание грызть и разрывать на куски разнообразные предметы или носиться по двору за мелкой добычей. Неискушенные владельцы, не вдаваясь в изучение всех этих тонкостей, нередко склонны наказывать собак за действия, произошедшие в прошлом, копируя тем самым практику наказания ребенка, способного, в силу развития и обладания речью соотнести наказание с уже прошедшими событиями.  Особенно часто это случается после того, как собака испортит какие-нибудь ценные вещи в доме или оправится на любимом диване хозяина, после чего, в эмоциональном порыве, владелец налагает на собаку возмездие в диапазоне от тыканья мордой в отхожее место до гораздо более грубых форм наказания, в зависимости от собственного темперамента и жестокости. К сожалению, это совершенно лишено смысла и ни к чему хорошему не ведет.

Наказание собаки
Наказание собаки — это месть за события уже ушедшие в прошлое

Фактически, наказание (не путать с коррекцией!) – это отсроченная во времени месть за ранее произошедшие события, которые собака с собой уже не связывает. Хочу еще раз обратить на это внимание, потому что непонимание разницы является причиной многих проблем:

Коррекция следует сразу же за началом нежелательного поведения (в пределах 3 секунд) и связывается собакой со своим поведением;

Наказание отсрочено от поведения (>5 c  после прекращения поведения) и не связывается собакой со своим поведением.

Главная проблема наказания в том, что оно непонятно. Хозяин, наказывающий собаку за что-то давно случившееся, в ее глазах трансформируется в неадекватный и непредсказуемый, агрессивно-опасный объект, к тому же нередко физически гораздо более сильный. Будет ли такая трансформация способствовать укреплению контакта и успехам в дрессировке – вопрос риторический.

Некоторым владельцам чудится, что собака «понимает», за что ее наказывают – делает виноватый вид и ведет себя заискивающе. Не стоит себя обольщать, ничего подобного. Она лишь пытается купировать агрессию старшего члена стаи, используя врожденный репертуар  форм поведения подчинения, не желая вступать в открытый конфликт. К осознанию ранее случившегося и прекращению подобных инцидентов в будущем это не имеет никакого отношения.

Таким образом, наказание – неэффективно. Конечно, очень жаль съеденные туфли, погрызенную ножку дорогого обеденного стола и т.п. Я знаю вполне адекватного и хорошего кобеля, который в молодом возрасте на пике возбуждения, вызванного желанием работать, в отсутствие хозяйки разорвал всю внутреннюю обивку салона ее автомобиля. Но если этого УЖЕ случилось, не остается ничего, кроме как собрать всю свою волю в кулак, мысленно попрощаться с испорченным имуществом, и как минимум промолчать, так как неадекватная агрессия в этот момент с вашей стороны, помимо домашней утвари, испортит еще и ваши отношения с, возможно, очень хорошей и любящей вас собакой. Ну а в дальнейшем следует либо вовремя реагировать на начало таких разрушительных действий, либо, что нередко приходится делать владельцам активных собак, ограничить доступ к своему ценному имуществу и больше времени уделять физическим нагрузкам для своего питомца.

Где же баланс между позитивом и негативом в дрессировке? Пожалуй, это один из самых сложных вопросов в области обучения собак, который дает широкую свободу для творческого подхода к дрессировочному процессу и который определяет мастерство проводника. Все собаки разные, и люди тоже разные. Одни собаки готовы интенсивно работать и далеко продвинуться при обучении исключительно в позитивной схеме. Для другой собаки достаточно строго взгляда в глаза, и этого будет достаточно мощным корректирующим воздействием. А третий пес будет настолько самоуверенным и самодостаточным, что придется немало попыхтеть с жесткой коррекцией, зато потом он может продемонстрировать невероятный напор защитной работе и надежное управление. Нужно пробовать и комбинировать оба подхода, не забывая, что

позитив – это активность и инициатива

негатив – это надежность и управляемость.

 

©М.Югов,

2016

Яндекс.Метрика