К ВАМ ПРИЕХАЛ ЩЕНОК — КАК ЗАЛОЖИТЬ ХОРОШИЙ ФУНДАМЕНТ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДРЕССИРОВКИ?

[Статья для журнала «Друг» 2016 г.]

Малинуа Атос, 2 мес.
Малинуа Атос, 2 мес.

Недавно у нас в доме появился новый щенок – сука малинуа, приобретенная для племенной работы. В ближайшие 2-3 года ей предстоит, с нашей помощью, постичь премудрости дисциплины IPO, чтобы подтвердить свое право участвовать в продолжении а, возможно, и в дальнейшем развитии своей породы. Анализируя накопленный за последние годы опыт базового воспитания и обучения щенка, мы стремимся избежать ненужных ошибок, сделать эту работу более легкой и продуктивной, заложить хорошую базу для последующей дрессировки повзрослевшей собаки.

Мне хотелось бы поделиться с некоторыми соображениями о первоначальном этапе воспитания собаки, основанными как на собственном опыте, так и на наблюдениях, с владельцами, которые собираются обзавестись щенком служебной породы (или недавно обзавелись) и хотят достичь с ним хороших результатов в дрессировке. Гораздо проще сразу избежать определенных ошибок, чем долго исправлять их в более старшем возрасте.

Наверное, наиболее распространенная ошибка владельца щенка – это воображаемое разделение общения с ним на «дрессировку», в ходе которой собака якобы учится, и  все остальное время. Такое разделение может существовать только в голове хозяина, и не отражает реальный процесс обучения собаки. Двух- или трехмесячный щенок непрерывно учится — все время, когда не спит. В ходе игр с самим собой, с другими живыми и неживыми объектами, при исследовании новых вещей и запахов, при избегании реальной или воображаемой опасности, во время еды или поиска «отхожего» места непрерывно идет обучение, тесно переплетенное с физиологическим развитием. В полтора месяца – обычный возраст актирования и передачи новому владельцу – щенок представляет из себя «чистую тетрадь». В течение последующих 4-5 месяцев пока еще пустая матрица поведенческих программ интенсивно заполняется всем переживаемым опытом, который далее, в зависимости от его результатов во благо или вред щенку, становится основой поведенческих стереотипов, многие из которых закрепляются пожизненно. Вот почему очень важно рационально и с умом воспользоваться этим периодом – от полутора до пяти-шести месяцев

Соня и маленькая Неля
Соня и маленькая Неля

Чем дальше, тем больше я утверждаюсь во мнении, что основная задача владельца (или будущего проводника) щенка в возрасте от 1,5 до 4-5 месяцев – это, прежде всего, создание и развитие контакта, активного стремления к общению и сотрудничеству, а также социализация – последовательное обогащение среды, в которой щенок живет и взаимодействует со своим хозяином. Не вижу никакого смысла в поспешном обучении техническим навыкам вроде «сидеть»-«лежать», если  контакт между щенком и хозяином недостаточно развит, что, к примеру, регулярно случается наблюдать на дрессировочных площадках. Стремясь поскорее научить щенка навыкам нормативного послушания, владелец  упускает главное – активное и заинтересованное состояние собаки, которое является фундаментом и гарантом дальнейшей работы – от серьезного спорта до службы в полиции или МЧС. Нередко эту ситуацию усугубляет инструктор на площадке, стремясь поскорее предъявить хозяину  собаки результаты оплачиваемых занятий. Действительно, если щенок в 3 месяца способен сидеть и лежать с выдержкой в 10 секунд – это некий «осязаемый» результат, а как показать неискушенному клиенту наличие или отсутствие «состояния» у собаки? Да и как его может сделать кто-то вместо владельца? И получается, что в результате такого формального тренинга размывается база, на которой в дальнейшем строится любая серьезная дрессировка.

Уже в начале XX века, на заре служебной кинологии, в «Руководстве дрессировки полицейских и военных собак» (С.-Петербург, 1911 г.) большое внимание уделялось построению отношений между проводником и собакой как основы будущей дрессировки, а весь процесс подготовки делился на два этапа – воспитание и собственно прикладную подготовку. Воспитание, то есть формирование желательных и необходимых наклонностей, активного стремления к общению и сотрудничеству, всегда предшествовало обучению практическим навыкам. «Единственно вдумчивым и старательным воспитанием удается целесообразно подготовить собаку, дабы она своими особенными качествами и способностями служила человеку, была бы его защитником и сотрудником.» Полностью разделяя эту идею, я хотел бы поделиться с владельцами щенков некоторыми практическими идеями и приемами, которые использую сам и которые могут быть полезны еще не искушенному дрессировщику – конечно, если он хочет добиться со своей собакой в дальнейшем хороших результатов.

  1. Принеся щенка в дом, его новый хозяин должен посвятить ему несколько дней полноценного общения. В этот период будет посеяно зерно всех их последующих отношений. Под таким желательным общением подразумеваются короткие сеансы игры (щенок еще очень быстро устает и много спит), кормление, взятие на руки и возню, а также разговоры со щенком (да-да, именно разговоры – произнесение клички, одобрительных слов и т.д., обязательно позитивно окрашенным голосом). Все вместе это займет не более 1,5-2 часов в сутки, но распределено равномерно в течение дня. Фактически всякий раз, когда щенок просыпается, он должен иметь возможность пообщаться со своим владельцем и получить от этого удовольствие. Не должно быть так, что щенка привезли, посадили в клетку и несколько раз в день выпускают на 15 минут для кормления и туалета. Если нет возможности для полноценного общения – зачем заводить собаку?
  2. В первые 7-10 дней очень желательно кормить щенка только из рук. Кормить должен только тот, кто будет дальше работать с собакой (заниматься воспитанием и дрессировкой). Во-первых, это отличный способ формирования первоначального контакта. Во-вторых, щенок постепенно начинает осознавать, что только его хозяин является источником ценных ресурсов, и начнет выделять его среди всех остальных людей. И в-третьих, при этом легко — на раз-два – делается контакт глазами, первоначальная концентрация и следование за мишенью (рукой с едой), что очень важно для дальнейшей дрессировки.
  3. Очень важен эмоционально окрашенный тактильный контакт со щенком – прикосновения руками, поглаживание, возня. Сука, вылизывая щенков, не только обеспечивает чистоту и способствует процессам пищеварения, но и поддерживает таким образом эмоциональную связь с ними, что отражается даже на гормональном уровне. Оглаживание проводником взрослой собаки в качестве похвалы – ни что иное, как утрированная форма такого контакта, который, если его правильно использовать, вызывает сильный позитивный ответ. Поэтому я часто просто сажусь на пол рядом со щенком, когда он активен и желает общаться, и начинаю его «тискать», позволяя лазить по ногам, прыгать, кувыркаться и т.п. Такое общение способствует в дальнейшем быстрому подзыву, закладывает основу активной и радостной апортировки.
  4. Играть, играть и играть со щенком! У владельца должны быть разные игрушки, которые интересны щенку – мячики, тряпочки, мягкие игрушки и т.п. Как только представляется возможность, нужно предложить игру – догнать мячик, побороться за тряпку и так далее. У щенка могут быть свои игрушки, и игрушки, которые предлагает только владелец на время общения. Если у собаки высокая добычная мотивация, то я не вижу особой необходимости разделять игрушки, если же добычное поведение так себе, то можно убирать наиболее интересные игрушки и предлагать их только от себя. Но основной смысл в том, что собака привыкает к тому, что активную игру (а к ней стремится большая часть щенков) она получает, главным образом, от владельца, что дополнительно укрепляет их контакт. Это особенно важно, если в доме есть вторая собака, которая регулярно играет со щенком и тем самым становится для владельца серьезным конкурентом за интерес и внимание последнего. При хорошей и правильной игре очень быстро формируется желание апортировать игрушки хозяину и отпуск по требованию (команда «Дай»), а также закладывается первоначальная база для защитной работы.
  5. Как уже было сказано в начале, щенок непрерывно учится новому, выбирая для себя тот стереотип поведения, который приводит к его благу и избегает такого, последствия которого неприятны. Поэтому уже на самом раннем этапе у владельца есть прекрасная возможность закреплять желательные формы поведения («отбирать поведение», как выражаются специалисты). Для этого под рукой всегда должен быть инструмент поощрения – лакомство, игрушка или ваши эмоции. Прибежал щенок к вам из другой комнаты (на кличку или просто так) – тут же вознаградите его. Принес мячик и лег рядом с вами – найдите способ радостно отметить это событие. Ежедневно, на ходу, рисуйте щенку картину Вселенной, где вы – ее центр. Это на самом деле очень просто.
  6. С Китти на стадионе во время отдыха
    С Китти на стадионе во время отдыха

    С самого раннего возраста необходимо обогащать окружение, в котором бывает щенок. Это особенно важно для собак со склонностью к остроте и агрессии в поведении. В первые дни окружение – это квартира или дом, в котором живет щенок, с населяющими его объектами (вещами, запахами, звуками, людьми и животными). По мере освоения первоначального пространства щенок будет стремиться исследовать все новые и новые предметы и территории. Необходимо поощрять его в таких исследованиях, разумеется, обеспечивая безопасность. Как только щенок освоился, нужно показывать ему новые объекты – большую картонную коробку, вентилятор, железное ведро, шуршащий пакет и т.д., внимательно наблюдая за реакцией. Если щенок заинтересовался и не проявляет страха – о’кей, все в порядке, если же возникла неуверенность или испуг, — всем своим поведением нужно показать, что это не страшно. Подойти к объекту, потрогать, положить рядом с ним кусочек лакомства, побудив щенка приблизиться и исследовать новый предмет. В условиях эпидемического благополучия я стараюсь чем раньше тем лучше раньше вывозить (выносить) щенка в новые места, избегая, разумеется, потенциально опасных до окончания периода вакцинации (общего выгула, дрессировочных площадок и т.д.). Это, во-первых, способствует более ранней и более успешной социализации, и во-вторых, усиливает внимание к владельцу. До 3-3,5 месяцев у щенков очень выражена реакция следования, и вылазки в безопасные места на улицу позволяют успешно использовать ее для выработки внимания к владельцу и подзыва.

  7. И наконец, несколько слов о наказании, еще раз цитируя книгу Российского общества поощрения применения собак к полицейской и сторожевой службе: «До 6-месячного возраста собаку нельзя считать ответственной за свои поступки, так как она до этого времени еще слишком глупа, чтобы понять, что ей позволено, что она должна, что ей нельзя и почему нельзя делать. Поэтому до достижения 6-месячного возраста собаку никогда нельзя наказывать. Безусловного послушания (Appell) нельзя требовать от молодой собаки; кто делает подобную ошибку, тот рискует испортить ее еще до дрессировки.» Добавить тут нечего. Никогда не наказывайте щенка!

Пользующийся заслуженным уважением и авторитетом шведский военный кинолог, судья по рабочим качествам CACIT Пьер Вальстрем (Pierre Wahlström) недавно опубликовал на фейсбуке пост, в котором написал следующее: «Приобретая нового щенка, не следует забывать, что это еще ребенок. Многие видят только конечную цель, и забывают о пути, который к ней ведет. Когда-то я сам  хотел стать чемпионом в короткий срок, и видел в служебной собаке подобие машины… Я не достиг того, к чему стремился, и это был дурной период в моей жизни. Теперь я беру отличного щенка от хорошего сочетания родителей,  и, занимаясь его социализацией, стимулируя его, «ведя по дороге», даю ему возможность вырасти в моих руках. Желаю удачи всем моим коллегам в разведении! И удачи вам, будущим владельцам щенков: перестаньте искать роботов, начните искать хороших заводчиков с хорошими собаками, доверьтесь им, и только затем, по истечении года, вы обретете достойную «машину».

Валентина Горшкова и Kitty Running Wild
Валентина Горшкова и Kitty Running Wild

 

©Михаил Югов, 2016.

Статья написана для журнала «Друг».