Опубликовано

Наставления по дрессировке полицейских и военных собак — 1911 год

Более 100 лет назад, задолго до появления всех тех научных знаний, методик и приемов обучения собак, которые сегодня доступны и лежат в основе тренинга высокого уровня,  «Российское  Общество поощрения применения собак к полицейской и сторожевой службе» выпустило очередное, 3-е издание «Руководства дрессировки полицейских и военных собак» (С.-Петербург, 1911 г.), идеи положения которого, в значительной мере, могут служить рекомендациями прямого действия для воспитания и подготовки служебных собак — будь то спорт, полицейская, таможенная или любая другая служба.

Участники 2 испытаний полицейских собак в С-Петербурге, 1910 г.

Советы начинающим дрессировщикам

  1. Прежде чем браться за дрессировку собаки, надо в самом себе воспитать строгое самообладание, чтобы проявлением собственного нетерпения или раздражительности не испортить в течение одной минуты все то, чего удалось достичь неделями упорного труда.
  2. Прежде чем приступать к дрессировке собаки, учитель должен познакомиться с историей физического и нравственного развития собаки вообще, в особенности же с историей развития данной породы.
  3. «Молодость ветрена», она еще не достигла той нравственной зрелости, когда долг играет первостепенную роль в жизни. Это одинаково справедливо как по отношению к человеку, так и по отношению к собаке.

Молодую собаку надо раньше всего воспитать, так как дрессировать можно лишь физически и нравственно зрелую собаку. Такая зрелость у одних собак наступает раньше, у других же позднее, и поэтому нередко случается, что собака сразу, как бы играя, усваивает какой-нибудь прием, который она до того, несмотря на неустанную работу в продолжение целых недель, не в состоянии была понять.

  1. Мать, которая тебе воспитала, учитель, который тебя учил, унтер-офицер, который с тобой упражнялся, — все они терпеливо и с нисхождением относились к тебе и к твоим слабостям: проявляй же и ты, в свою очередь, ежедневно и ежечасно такое же терпение по отношению к своей собаке! Она ведь только животное, не имеющее языка и тем самым лишенная средства объяснить свои мысли и побуждения.
  2. Как ум и тело человека не всегда одинаково способны воспринимать и напрягаться, точно также и собака не всегда одинаково будет усваивать и учиться. Это никогда не следует забывать при дрессировке.

Только от вполне воспитанной, здоровой собаки, уже пережившей первый юношеский пыл, можно и должно требоваться, чтобы она сдерживала свои прихоти и не поддалась бы влиянию минутного своего настроения.

  1. Кнутом, палкой и розгой можно воспитать лишь раба, покорного, когда он на глазах у хозяина, но такими средствами невозможно воспитать добросовестного, радостно исполняющего приказания товарища, которые разделяет все опасности своего хозяина и, в случае надобности, отдаст за него свою жизнь. Поэтому наказывать нужно любя, не бить, а лишь слегка похлопать концом хлыста, легко потрепать за уши, не кричать – а пожурить недовольным тоном – вот единственно целесообразные наказания молодой собаки.
  2. Во время воспитания, дрессировки и работы полицейской собаки следует употреблять свисток, резко отличающихся от обыкновенных свистков, какие употребляют дети и другие лица; это делается для того, чтобы собака привыкла слушаться только этого одного свистка. Самый лучший и самый подходящий для этой цели «двухтоновый полицейский сигнальный свисток» патента Hudson’а).
  3. Собаку надо воспитывать таким образом, чтобы она чувствовала наказание, если хозяин с ней сердито или совсем не говорит, ее не ласкает или игнорирует.
  4. В собаке надо воспитать сознание долга; ежедневно следует повторять упражнения, из которых ей станет ясным, что делать она должна не то, что ей хочется, а то, что приказано делать; такие упражнения помещены ниже.
  5. Свои опыты при дрессировке и свои наблюдения при употреблении полицейских собак следует сообщать в редакцию журнала «Полицейская и сторожевая собака»), чтобы эта последняя имела возможность напечатать их в надзидание и пользу другим дрессировщикам.
  6. Правила для дрессировки собак составляются из собранных данных практиков-дрессировщиков, которые успешно пользуются своими собаками. Эти правила, однако, невозможно применять во всех безусловно случаях: характер и способности дрессировщика, темперамент собаки, ее возраст, пол, порода, наследственность – все это потребует известных уклонений от приведенных правил, и уклонения эти не только являются желательными, но нередко бывают необходимыми, Словом – не следует забывать, что во всяком практическом занятии «нет правил без исключения», и в таком живом деле, как дрессировка собак все делать по какому-нибудь одному рецепту невозможно, а потому в приемах дрессировки нужно применяться и сообразовываться с жизнью,

Воспитание полицейской собаки

А. Основные правила воспитания.

  1. Руководство дрессировки полицейских и военных собакОснование, на котором затем строится все нравственное, физическое и общественное развитие человека, дается ему воспитанием.

Точно также единственно вдумчивым и старательным воспитанием удается целесообразно подготовить собаку, дабы она своими особенными качествами и способностями служила человеку, была бы его защитником и сотрудником.

  1. Движение – бег и прыжки – способствуют развитию мускулов, ловкости, выносливости, развивают силу и уверенность, как молодой собаки, так и подрастающего мальчика. Это надо принять в соображение и потому ежедневно молодой собаке предоставлять случай порезвиться, поиграть с ей подобными, попрыгать, побороться и т.п. Без достаточного движения собака навсегда останется боязливым, нерешительным и неловким неудачником. Если не обратить на это внимания, если собаку продолжительное время оставлять в собачнике без занятия – то на ее воспитателе будет вина, если из щенка с хорошими задатками вырастет трусливый, ленивый пес, не обладающий ни страстностью, ни интеллигентностью.
  2. Воспитание должно, во-первых, ослабить, подавить и искоренить в собаке нежелательные наклонности и качества; во-вторых, вызвать и развить желательные и необходимые наклонности.
  3. По опыту известно, что неправильное воспитание часто очень вредно отзывается на последующей дрессировке, иногда даже делает собаку совершенно непригодной, а потому следует действовать очень осторожно, чтобы не запугать собаку, не вызвать в ней стремление скрываться и бежать от своего воспитателя еще раньше того времени, когда она может быть обучаема.
  4. До 6-месячного возраста собаку нельзя считать ответственной за свои поступки, так как она до этого времени еще слишком глупа, чтобы понять, что ей позволено, что она должна, что ей нельзя и почему нельзя делать. Поэтому до достижения 6-месячного возраста собаку никогда нельзя наказывать. Безусловного послушания (Appell) нельзя требовать от молодой собаки; кто делает подобную ошибку, тот рискует испортить ее еще до дрессировки.
  5. В целях планомерного и систематического воспитания собаки, способности, силы и наклонности которой впоследствии должны быть развиты до полного своего объема, — кормить и ухаживать за ней и играть с нею должен один лишь ее воспитатель. Если пускать к ней детей или посторонних лиц, то собака делается неуверенна, ленива, игрива, поверхностна, капризна, ненадежна, упряма и часто зла.
  6. Молодая собака еще вполне и исключительно находится под господством чувства самосохранения, прирожденного ей, как и всякому другому животному. Все ее поступки и помыслы, поэтому, эгоистичны: любовь, верность, признательность и послушание для нее непонятные чувства. То что обыкновенно обозначают в ней подобными названиями – ни что иное как привязанность. Кто о ней заботится, ее кормит и ласкает, к тому она привязана и впоследствии, только на почве такой привязанности, развиваются вышеупомянутые добродетели.
  7. Все свое время, свободное от занятий с учителем, собака должна проводить в собачнике. Если она начинает выть, то в нее из рогатки пускают дробь. После двух, трех раз достаточно будет сказать «смирно», чтобы сразу прекратить всякую попытку выть. Собака, не приученная с малолетства к полнейшему спокойствию в собачнике, нередко впоследствии присоединяется ко всякому лаю, который она услышит, благодаря чему причиняет беспокойство соседям, делается неприменимой для полицейской и военной служб и часто начинает визжать, когда ей приказывают оставаться на определенном месте. В комнате или доме молодая собака нередко делается нежной и невыносливой, она привыкает к шалостям, играет, что весьма затрудняет дальнейшую дрессировку. Еще более нежелательно, чтобы собака без присмотра бегала по улице или бродяжничала: все ее хорошие прирожденные качества при этом утрачиваются. Одинаковым образом следует содержать и более взрослых, плохо воспитанных собак.
  8. Приучение к опрятности. 4-месячного щенка берут в комнату, где с ним занимается воспитатель, на ¼, максимум на ½ часа перед кормлением. Внимательный наблюдатель сейчас же заметит по ее поведению, когда ее следует увести в собачник. Если же она провинилась и нагадила в комнате, то ее хватают без жестокости, несколько раз повторяют «фуй», «фуй» и уводят в собачник. Кто в нечистоту тычет животное носом – тот не любит животных и не имеет понятия о воспитании; такими способами в собаке лишь вызывают дурные качества.

Б. Воспитательные приемы

  1. Цель воспитательных приемов. Воспитательные приемы и упражнения имеют целью возбудить и укрепить в собаке сознание того, что у нее есть «господин», которому она должна безусловно повиноваться; они имеют целью волю молодой собаки, которая лишь по привязанности слушает своего воспитателя, отдать всецело в руки этого последнего и выработать в ней безусловное послушание.

Когда собаке минуло 6 месяцев, то на улицу ее надо выпускать лишь на привязи. Она, поэтому, должна раньше всего уметь ходить на привязи.

Воспитательные упражнения надо начинать осторожно и лишь постепенно и медленно продвигаться вперед. Все время надо внимательно следить за собакой, обращаться с ней любовно и снисходительно и стараться изо дня в дней все более уяснять себе особенности ее характера. Поспешность в деле воспитания очень вредна; следует всегда иметь это в виду и никогда не продолжать упражнение до тех пор, пока оно утомит собаку. Кто на это правило не обратит должного внимания, тот может уже при воспитании испортить собаку и сделать ее негодной для дальнейшей дрессировки.

  1. Помещение для дрессировки и пособия. Лучше всего заниматься с собакой в совершенно пустом помещении (сарае, конюшне, сенях, комнате, чердаке, подвале, зале), где собака не имеет возможности спрятаться от учителя. Если по каким-либо причинам приходится заниматься на воздухе, то надо выбрать уединенное место с прилегающим забором или стеной. В крайнем случае можно заниматься в каком-нибудь здании, расположенным таким образом, чтобы вокруг него можно обойти. Посторонние люди или животные не должны присутствовать при упражнениях и вообще не быть видимы собаке. Чем совершеннее дается устранить всякого рода отвлечение во время урока, тем успешнее и легче учится собака.

Из пособий при занятиях с собакой надо иметь следующие:

  • Ошейник для дрессировки.
  • Ременной поводок для дрессировки (с карабином).

Если собака очень нежная, то надо употреблять дрессировочный ошейник без шипов. «

Продолжение следует.

Добавить комментарий